КАКИМИ НАВЫКАМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ НАСТАВНИК, ЧТОБЫ ОБУЧЕНИЕ СОТРУДНИКОВ ПРИВЕЛО К ПОВЫШЕНИЮ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ, КАЧЕСТВА И ПРИБЫЛИ КОМПАНИИ

Есть такая мудрая поговорка: “Рыба гниёт с головы”. По одной из версий она принадлежит древнегреческому учёному и писателю Плутарху, жившему примерно в I-II веке нашей эры. Если переложить её на предприятие, то очевидно, что голова — руководитель, и от него зависит стратегия развития или деградации компании. 

Не всеми руководителями принимается этот факт, — часто человеку бывает сложно взять ответственность за происходящее на себя и проще переместить вектор ответственности на подчинённых. Но именно взятие ответственности за положительные или отрицательные перемены в компании, анализ ситуации, правильные решения и действия руководителя приводят в итоге к улучшениям.   

Не зря девизом системы обучения TWI является принцип: “Если работник не научился, значит инструктор не научил.” Это имеет отношение и к верховному наставничеству — обучению правильной работе подчинённых начальников хозяином предприятия. 

В системе TWI используется очень важный методологический принцип — принцип лидерства со спектром требований к нему: 

— лидеру необходимо в совершенстве знать предмет работы,

— лидеру необходимо знать свои обязанности и полномочия,

— лидеру необходимо иметь навык обучения людей, это их работа, а не ответственность службы персонала,

— лидер должен уметь управлять людьми, договариваться с людьми,

— лидеру необходимо иметь навыки анализа и внедрения постоянных улучшений на вверенном участке, он не должен сопротивляться и тормозить постоянные улучшения. 

В концепции системы TWI выполнение этих требований к лидеру — обязанность руководителя любого звена. Руководитель получает в частности и за это денежное вознаграждение.

Вопрос — обучать или не обучать сотрудников, внедрять или не внедрять  улучшения на производстве попросту  не ставится!

Эти требования к лидеру, наставнику, их внедрение в компании  позволяют добиться отличных  результатов, что можно увидеть на  примере японских компаний и компаний российского рынка, внедривших у себя программы TWI.  

Если рассмотреть классическую структуру предприятия, то в ней чаще всего есть звенья: директор, заместители, директор по производству, главный инженер, начальники цехов, руководители смен, мастера, бригадиры, сотрудники. Возможны какие-то звенья отсутствуют или, наоборот, их больше, но в целом система предприятия выглядит так.

Представители каждой горизонтали должны обладать определёнными навыками, чтобы выполнялась миссия компании и достигались её цели.  

Сотрудники должны иметь высокую квалификацию, уметь работать производительно и безопасно, выдавать высокое качество товаров или качественно оказывать услуги.

Бригадиры, мастера должны иметь навыки обучения сотрудников, уметь разрабатывать стандарты процессов и стандарты обучения, иметь навыки оценки обучающихся и результатов обучения, уметь планировать обучение для работников своих бригад.

Начальники цехов  должны иметь навыки обучения тренеров, инструкторов, наставников, должны научить бригадиров и мастеров обучать сотрудников,  должны уметь оценивать навыки обученных и результативность обучения, должны уметь разрабатывать стандарты и иметь навыки планирования, уметь этому обучать сотрудников.

То есть на каждой горизонтали этой системы необходимо инициировать внедрение обучения сотрудников навыкам — каждого по своему направлению.   Чтобы это получилось, необходимо подготовить первого тренера, инструктора, наставника, который будет обучать других тренеров, инструкторов, наставников, чтобы они обучали всех по цепочке вниз. 

 Такая система используется в программах обучения TWI и позволяет достичь высоких производственных результатов:

-сократить время обучения новичков,

-повысить производительность труда,

-улучшить качество продукции и услуг,

-увеличить продажи в торговых точках,

-получить дополнительную прибыль,

-в целом преодолеть все трудности и кризисы.

«Я всегда говорил, что при правильно организованном процессе на обучение новых работников должно уходить не более трех дней. Когда инструкции по ключевым действиям и их последовательность ясно сформулированы, работники быстро овладевают необходимыми навыками, позволяющими не производить дефектные детали и не переделывать работу» — говорил Тайити Оно, японский инженер и предприниматель, представитель производственной системы Тойота.

Наши кейсы по внедрению системы обучения TWI в российских компаниях можно посмотреть в разделе.

Подпишитесь на лучшие кейсы TWI
Контакты