КАК ОБУЧИТЬ СОТРУДНИКОВ БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЕ НА ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ

КАК ОБУЧИТЬ СОТРУДНИКОВ БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЕ НА ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ

Есть такие компании, для которых вопросы безопасности труда людей – не пустая формальность, а действительно важная часть организации труда. К таким предприятиям относятся все строительные и ремонтные  компании, осуществляющие работы на объектах жилой или коммерческой недвижимости, химические заводы. В деятельности большинства специалистов рабочих  профессий таких компаний есть существенная доля риска. Несомненно, самые опасные для людей работы производятся на большой высоте, с высоким электрическим напряжением, высокими температурами, с высокой пожароопасностью и взрывоопасностью. 

 Поэтому профилактические мероприятия по созданию условий для безопасной работы в таких компаниях – очень важная составляющая, здесь не должно быть стандартного формального подхода к инструктажу сотрудников и простому сбору подписей. Чтобы избежать несчастных случаев при работе в особо опасных условиях, инструктаж, обучение безопасной работе должно быть организовано специальным образом. 

При обучении, инструктаже в компаниях с высокой долей опасности при проведении работ полезно использовать 4-х-этапный метод обучения TWI, который позволяет научить сотрудника действовать по схеме осознанно, быстро, и позволяет, быстрее чем в классическом обучении, овладеть устойчивым навыком даже новичку, довести навык до автоматизма.

Почему так происходит? 

 4-х-этапный метод обучения TWI позволяет так структурировать и подать информацию, чтобы обучающемуся было понятно, метод подразумевает выделение ключевых моментов процессов и операций и объяснение – почему необходимо действовать именно так.

На первом этапе обучения происходит установление психологического контакта с обучающимся, выявление уровня подготовки и знаний по операции, рекомендации по расположению в пространстве и положению тела,  объяснение сути и места операции в производственном процессе. 

Помните, как в кино “Операция Ы”:

“- Прежде всего я хочу познакомить вас с нашим замечательным коллективом, в который вы временно вливаетесь. На сколько вливается товарищ?

―На полную, пятнадцать.

―Ага. Полторы декады. Это замечательно. Ну, всего хорошего, до свидания.

―С обедом не опаздывайте!”

“Силой своего воображения представьте себе, какой замечательный жилмассив будет здесь создан. А если взять поэтажно весь объем работ, выполненный нашим СМУ поэтажно, то мы получим здание, которое будет в два раза выше, чем всемирно известная Эйфелева башня. Или втрое выше, чем знаменитая Нотр Дам де Пари… что в переводе означает собор Парижской богоматери”.

“Наше строительно-монтажное управление построило такое количество жилой площади, которое равно одному такому городу, как Чита, десяти таким городам как Хвалынск, или тридцати двум Крыжополям. Дух захватывает при одной мысли, что…”

Смех смехом, но вводная подготовительная часть обучения – залог заинтересованности обучающегося, а в дальнейшем – основа безопасной, качественной, производительной работы. Мотив – важная составляющая обучения. 

На втором этапе производится ознакомление работника или новичка с процессом, операцией, показывается КАК, ЧТО надо делать, в какой последовательности,  выделяются ключевые моменты, объясняются причины выделения ключевых моментов. Это даёт возможность усвоить информацию зрительно, аудиально, а также задействует логику и здравый смысл.

На третьем этапе обучения происходит непосредственное выполнение операции учеником, работником, которого инструктируют по новому виду работ. Здесь необходимо, чтобы обучающийся проговаривал словесно – что он делает и почему так. При этом наставник, инструктор исправляет ошибки и неточности в работе обучающегося, отвечает на вопросы

На четвёртом заключительном этапе происходит отработка навыка учеником на рабочем месте, сначала в присутствии и под контролем наставника. Затем контроль уменьшается по мере наработки мастерства. 

Как показывает наш опыт внедрения инструментов TWI, в том числе 4-х-этапного метода обучения в компаниях, при начальном сопротивлении сотрудников, мастеров, впоследствии ими осознаётся уникальность, ценность и исключительная польза такого обучения.

На примере сейсморазведочной компании ГЕОТЕК – с количеством сотрудников порядка 12 тысяч человек, которые обеспечивают проведение работ по всей России, где есть нефть и газ (в западной, восточной Сибири, Поволжье, Урале, а также за рубежом), – можно увидеть, что после проведения обучения по методологии TWI в 2,4 раза снизилось количество нарушений безопасности работы.

КАК ОБУЧИТЬ СОТРУДНИКОВ БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЕ НА ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ

В подобных тяжелых климатических, геологических  условиях особенно  важен   безопасный подход к проведению любых работ, тщательная подготовка и выверенность действий.

По статистике к травмам чаще всего приводят опасные действия работников. В 96% случаев именно они влияют на травматизм, опасные условия дают всего  4% случаев (пирамида происшествий Герберта Хенрика).

КАК ОБУЧИТЬ СОТРУДНИКОВ БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЕ НА ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ

На фактор “опасные действия” – можно заранее повлиять, предупредить их, если загодя обучить сотрудников безопасной  работе.

 В этой связи проверка знаний о безопасной работе с помощью тестов никак не может конкурировать с обучением конкретному навыку. 

Грамотное доведение инструкций, обучение навыку безопасной работы до действующих сотрудников и новичков является важной задачей компании и залогом безаварийной, безопасной работы.

Не зря девиз программ TWI : “Если рабочий не научился, значит инструктор его не научил”. Ответственность за инструктаж лежит на инструкторе-наставнике, руководстве компании.

Оптимальным решением задачи безопасного труда работников является обеспечение возможности компании самостоятельно обучать сотрудников. Для этого нужны стандарты работы и обучения, обучающие опытные наставники, а также нужны исходные данные: необходимо выяснять причины травматизма и аварийности на конкретном предприятии, в конкретных подразделениях. 

 В компании ГЕОТЕК, например, для создания условий безопасной работы сначала обучили  методологии TWI руководящий состав, затем тренеров-наставников, а после определили потенциально опасные виды сейсморазведочных работ, которые в первую очередь требуют внимания и действия для снижения риска травматизма. 

После анализа ситуации и разработки стандартов обучения  безопасной работе в структурных подразделениях валки леса и бурения скважин, стандартизировали пошаговое выполнение работ. Отрабатывали навыки безопасной работы по этим стандартам на созданных учебных площадках.

После проведения инструкторами практического обучения работников бригад рубки леса и бурения скважин, была организована проверка качества выполнения сотрудниками операций, при которой выяснялось, насколько хорошо обучающийся понял суть безопасной работы и как применяет полученные знания на практике. 

Оценку полученных и имеющихся навыков проводили, пользуясь матрицей компетенций. 

В целях безопасности было решено допускать сотрудников к работе только после прохождения обучения на учебных полигонах.

Результатом обучения сотрудников участков лесопорубочных и буровзрывных работ стало снижение количества нарушений в 2,4 раза – с 36 до 15. 

КАК ОБУЧИТЬ СОТРУДНИКОВ БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЕ НА ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ

Руководством компании ГЕОТЕК отмечено, что методология TWI является отличным инструментом для формирования профессионализма работников  и безопасного проведения любых видов работ.

Если Вам нужны результаты по:

-снижению количества травм и аварий,

-повышению производительности труда,

-снижению количества брака,

-сокращению срока обучения и адаптации сотрудников,

-снижению затрат,

-увеличению эффективности предприятия и прибыли,

добро пожаловать на консультацию эксперта TWI Сергея Смирнова.

Запись на консультацию 8 800 500-45-90   info@twipro.ru

Подпишитесь на лучшие кейсы TWI
Call Now Button