Система Кайдзен – это японская техника управления производством. Её отличает уникальный подход к развитию предприятия. Кайдзен – философия труда, вектор развития производства продукции нового качества и иного подхода к людям.
Система Кайдзен создана Масааки Имаи, основателем KAIZEN Institute Consulting Group lean и Cambridge Corporation. Первоначальный интерес к ней возник в Японии после Второй мировой войны, когда японским компаниям потребовалось в короткие сроки восстановить свои производства.
Дословно Кайдзен – это изменения к лучшему (“кай” – изменения, “дзен” – лучший).
Более широко о философии и системе Кайдзен стало известно в 1986 году, когда свет увидела книга «Кайдзен: ключ к успеху компаний Японии».
В основе Кайдзен лежат принципы и правила 5S:
S Sort (англ) – Seiri (япон) – тщательность работы, сортировка обязанностей, предметов, отделение своих и чужих обязанностей, делегирование, распределение обязанностей, внесение изменений в производственные процессы для положительных перемен;
S Set in Order (англ) – Seiton (япон) – соблюдение порядка, последовательность, исключение из рабочего процесса лишнего, оптимизация, ведение наблюдений за процессом и временем выполнения каждой операции, запись наблюдений и анализ, выделение главного , второстепенного, рутины, акцентирование внимания на важном, первоочередном;
S Shine (англ) – Seiso (япон) – чистота, содержание в чистоте и порядке рабочего места, ежедневное аккуратное складывание рабочих инструментов, материалов, бумаг, экономия времени на поиск нужного, чистота мыслей, ежедневное подведение итогов текущего дня и составление плана завтрашнего, отдых и расслабление после работы для восстановления и продуктивной работы в дальнейшем;
S Standartise (англ) – Seiketsu (япон) – стандартизация, систематизация, составление графика задач, чёткое следование ему, выбор наилучшего варианта действий, расположения вещей, создание точных инструкций, анализ отступлений от инструкций при работе;
S Sustain (англ) – Shitsuke (япон) – совершенствование, дисциплинированность, реализация, вложение максимума усилий для реализации плана работы, устранение старых неэффективных инструментов, постоянный поиск точек для улучшений.
Самое главное в системе и философии Кайдзен – непрекращающееся совершенствование, постоянные улучшения в компании.
Чтобы оптимизировать бизнес-процессы необходимо:
1. Уделять внимание всем звеньям компании: производству, продажам, закупкам, сотрудникам, надо отмечать и записывать любые мелочи.
2. Разделить производственный процесс на этапы, анализировать каждый, убирать лишнее, добавлять необходимое.
Этим принципам необходимо следовать как руководителям, так и сотрудникам. Полезно научить работников выполнять действия правил 5S ежедневно, что сделает их работу эффективнее.
В системе Кайдзен есть 9 уровней оптимизации и самым важным является определение и открытое обсуждение проблемы, ситуации, инцидента. Без этого невозможно двигаться к постоянным улучшениям и результатам. Когда руководство компании, руководители на местах не доносят информацию до сотрудников, чаще всего она долетает до них в искажённом виде и неправильно интерпретируется, что часто способствует снижению мотивации к работе.
Второе, что необходимо постоянно делать – это анализ расходов, выяснение причин утраты ресурсов – материальных и временных, выявление лишних движений рабочих в поисках нужного инструмента или движения изделий, сырья, материалов, или поиска нужной информации по производству.
Третье, что способствует улучшениям на предприятии является диалог с сотрудниками: внимание к мнениям, идеям, вознаграждение за уникальные работающие идеи, улучшающие поцессы производства.
Следующий уровень оптимизации Кайдзен – устранение недостатков, действия сразу: ликвидация сломанных инструментов или починка, если возможно, усовершенствование системы для работы на полную мощность.
Ещё один важный уровень оптимизации – внимание к клиентам, как основным потребителям товаров и услуг, то есть к тем, кто в конечном итоге платит за товары и услуги. Здесь особо ценным является анализ спроса и предложений, предоставление товаров и услуг наилучшего качества, постоянный анализ цен конкурентов.
Следующий уровень оптимизации Кайдзен – создание стандартов качества, которые неукоснительно соблюдаться, контролируются, и при отклонении, фиксируются, чтобы в дальнейшем это откорректировать. Во всех подразделениях предприятия должны быть инструкции для сотрудников, регламентирующие действия в любых ситуациях.
Важно опираться на факты, реальную информацию, цифры, а не на гипотезы и теории.
Подобная методика используется в системе производственного обучения – обучения на рабочих местах TWI (Training Within Industry), которое является методологической основой Кайдзен.
Разработанные в Америке программы внутрипроизводственного обучения TWI оказали большое влияние на Японскую экономику. “По крайней мере десять миллионов японских менеджеров, мастеров и рабочих занимались по этой программе или прошли курс обучения, разработанного на ее основе. Причем, все эти руководства до сих пор широко применяются в Японии (по данным на 1992 год)”.
Имаи Масааки “Гемба кайдзен. Путь к снижению затрат и повышению качества” Альпина Паблишер. 2014
На сегодняшний день система обучения на рабочих местах TWI хорошо себя зарекомендовала как на мировом, так и на российском рынке.
Кейсы по внедрению TWI в России можно посмотреть в разделе https://twipro.ru/cases
По вопросам внедрения системы TWI на Вашем предприятии обращайтесь к нашему эксперту TWI Сергею Смирнову.
Запись на консультацию 8 800 500-45-90 info@twipro.ru
https://twipro.ru