3 ИНСТРУМЕНТА TWI ДЛЯ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА: 4-Х ЭТАПНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ, МАТРИЦА КОМПЕТЕНЦИЙ

3 ИНСТРУМЕНТА TWI ДЛЯ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА: 4-Х ЭТАПНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ, МАТРИЦА КОМПЕТЕНЦИЙ

Часто так бывает, купив какой-то один новый современный инструмент, человек ждёт от него сверх-результатов. Но… их нет, потому, что этим самым лучшим в мире инструментом надо уметь пользоваться. Для этого нужна грамотная инструкция. 

Допустим, она есть и составлена грамотно, всё в ней изложено просто и понятно. Но времени на изучение инструкции и наработки навыка использования инструмента уйдет достаточно много.

То ли дело, когда есть опытный высококвалифицированный инструктор-наставник, который раскладывает всю информацию по полочкам, показывает, объясняет все детали операции и помогает освоить навык работы с новым инструментом. В этом случае процесс наработки навыка идёт значительно быстрее. 

Такой принцип подробного поэтапного обучения по стандартизированным программам лежит в основе методологии TWI, основные инструменты которой:

– 4-х этапный метод производственного инструктажа,

– стандартизация процесса обучения,

– матрица компетенций.

Рассмотрим подробнее каждый из этих TWI-инструментов.

Четырёх-этапный метод производственного инструктажа включает в себя:

 1. подготовку ученика, во время которой происходит знакомство наставника и обучающегося, определение уровня знаний и подготовки, знаний о процессе в целом. Здесь важным является умение наставника расположить обучающегося,  ободрить, нацелить на успех. Также необходимо объснить, какое положение тела при выполнении операции является оптимальным и собственно, что за операция будет выполняться, её название и место в общей производственной цепочке;

  1. ознакомление ученика с операцией по определённой схеме: сначала это демонстрация операции, затем демонстрация с объяснением основных этапов, после этого демонстрация операции с объяснением основных этапов и выделением ключевых моментов, а после этого демонстрация операции с объяснением основных этапов, выделением ключевых моментов и объяснением причин выделения каждого ключевого момента;

на этом этапе важно инструктировать ученика чётко и терпеливо, давая только нужную информацию, не перегружая, но так, чтобы она была усвоена за один раз;

  1. пробное выполнение операции обучающимся, с исправлением его ошибок наставником, по аналогичной схеме, которая была использована инструктором-наставником для обучения: обучающийся должен выполнять операцию, называть основные этапы, ключевые моменты, причины выполнения ключевых моментов;

на этом этапе необходимо повторять выполнение операции, пока материал не будет освоен;

  1. отработка навыков ученика на рабочем месте с контролем инструктором-наставником, выполнение обучающимся конкретного производственного задания, ответы на возникающие вопросы;

постепенное ослабление контроля, объёма внимания и помощи

Такой 4х этапный метод обучения позволяет не только быстро овладеть любым навыком каждому человеку, но и стандартизировать методику обучения. Стандартизация производственных процессов и процесса обучения инструкторами-наставниками является вторым важным элементом системы TWI.

Стандартизация обучения  позволяет обучать всех новых сотрудников одинаковому выполнению операций, чтобы на выходе они обладали одинаковой методикой работы и могли выдавать заданную производительность, качество, трудиться безопасно. Если процесс обучения не стандартизирован, то каждый наставник обучает по-своему, что вносит определённую погрешность в выходные результаты обучения. 

Получается сильная зависимость от человеческого фактора: наставник без инструкции по обучению мог что-то забыть объяснить, упустить важную деталь, ученик мог не до конца понять суть, разные ученики по-разному выполняют операции с разной скоростью и качестовм и т.п. Это приводит к низкой производительности, долгому сроку адаптации, увеличивает количество брака. 

У многих компаний процесс адаптации новичков затягивается на месяц, а то и несколько месяцев, а методика TWI позволяет сократить срок обучения и адаптации в 2-3-4 раза. Это можно увидеть на примерах предприятий, которым мы помогали с внедрением программ TWI – процесс внедрения и результаты можно посмотреть в разделе кейсы 

Анализ производственных процессов, которые не стандартизированы, обучение по которым не стандартизировано показывает, что это приводит к существенной доле брака, потому что работники выполняют операцию неправильно. После стандартизации процессов и переобучения правильной работе – брак уходит.

Надо заметить, что методологические ошибки на стадии разработки стандартов приводят к распространению ошибок во всей производственной системе. Поэтому  здесь встаёт вопрос об обучении наставников разработке стандартов и обучению сотрудников.

Матрица компетенций необходима, чтобы анализировать производственные процессы и навыки работников. Этот инструмент используется в проектах бережливого производства, но не в той мере, как в программах TWI. 

Матрица компетенций в системе TWI позволяет наглядно увидеть, какими навыками обладает тот или иной сотрудник, какие процессы и операции ему можно доверить при необходимости подмены отсутствующего сотрудника, кто из специалистов владеет навыками проведения операции настолько, что может обучать других, кому можно доверить адаптацию и обучение новых сотрудников.

В концепции TWI матрица компетенций – это также инструмент для планирования обучения. По ней видно, какие навыки, кому из работников и насколько срочно нужно подтянуть, какой бюджет и когда для этого необходим. 

Оптимальным является заполнение матрицы компетенций на 10-12 сотрудников тем человеком, наставником, бригадиром, который лучше всех знает своих людей и может объективно оценить их навыки. 

Отмечу, что матрица компетенций – динамичный инструмент, который необходимо регулярно сравнивать с реальными производственными показателями: количеством брака, отклонений, временем простоев, поломок оборудования и инструментов. В зависимости от полученных результатов сравнения и анализа ситуации по навыкам, выстраивается дальнейший план обучения.

Поначалу это делается раз в неделю, потом раз в месяц, затем раз в квартал.

Таким образом запускается цикл непрерывных улучшений навыков сотрудников и, соответственно, улучшений на производстве!

На основе составленной матрицы компетенций в дальнейшем создаётся план ввода в профессию, который может быть расписан по датам и местам нахождения операций. Таким образом определяется последовательность формирования навыков нового сотрудника.

Узнать подробно о возможностях внедрения  программ ТWI на Вашем предприятии, а также о возможностях повышения производительности, снижения доли брака, улучшения качества, увеличения продаж, можно у эксперта ТWI Сергея Смирнова.

Запись на консультацию 8 800 500-45-90   info@twipro.ru

https://twipro.ru/

Подпишитесь на лучшие кейсы TWI
Call Now Button